Версия для печати
Оригинал статьи http://www.franklin-grant.ru/ru/news2/data/news_01/2004_12/20041206_180704_pm.asp

Создание качественного ALM-процесса, часть 2

06.12.2004

 

Это четвертая статья в серии материалов об управлении активами и пассивами. Рекомендуется также прочесть часть 1 «Создания качественного ALM-процесса», содержащую начало перечня необходимых для построения эффективной ALM-системы компонентов.

 

Регламент по управлению ликвидностью. Этот раздел должен содержать методику измерения ликвидности, лимиты ликвидности и меры для обеспечения адекватной ликвидности в любой данный момент времени. Ликвидность – это срок годности финансового института. Кроме того, обеспечение ликвидности дорого обходится, особенно когда дело касается краткосрочных инвестиций, обеспечивающих очень низкую доходность. Очень важно, чтобы ликвидной была именно нужная вам часть активов – и не более того. Создание плана финансирования на случай непредвиденных обстоятельств и правильная работа с ним помогают снизить издержки на поддержание ликвидности.  Помните предварительное планирование перед «проблемой двухтысячного года»? На подготовку к этому событию ушло много времени и усилий, и всё, чему это нас научило, до сих пор остается актуальным.

 

Регламент по инвестированию. Кредитная организация должна назначить орган надзора за транзакциями, обеспечить управление транзакциями, составить список разрешенных видов инвестиционной деятельности и финансовых инструментов, описать порядок отчетности, назначить авторизованных брокеров, установить контрольные показатели риска и производительности. Так как работа с инвестиционным портфелем – это работа по перераспределению избыточной ликвидности, инвестиционный регламент должен быть написан таким образом, чтобы удовлетворять нуждам регламента по управлению ликвидностью и плана финансирования на случай непредвиденных обстоятельств.

 

В зависимости от направлений деятельности кредитной организации его ALM-регламент может включать в себя дополнительные элементы. Кроме того, следует также разработать регламенты по займам, соглашениям о покупке ценных бумаг с последующим выкупом, операциям с деривативами.

 

Регламенты позволяют совету директоров формально передать необходимые оперативные и властные полномочия исполнителям, сохраняя при этом полный контроль над ситуацией. Регламенты в обязательном порядке содержат указание на создание отчетов в том виде, в каком они необходимы совету директоров для того, чтобы исполнять свои руководящие и надзорные обязанности. Все приведенные выше регламенты должны регулярно пересматриваться и переутверждаться советом директоров – тем чаще, чем чаще необходима корректировка курса организации.

 

Регламенты будут меняться по мере роста и расширения кредитной организации, предложения новых продуктов, роста новых инвестиций и роста опыта персонала. Хотя регламенты на первых порах и не требуется часто менять, ограничиваться лишь ежегодным пересмотром тоже не стоит. Когда становится очевидной необходимость изменений для повышения операционной эффективности, такие изменения должны быть представлены на рассмотрение и обсуждение совету директоров.

 

Надежный фундамент

ALM-регламенты – основа хорошего ALM-процесса. Многое из описанного в этой статье в обычной организации происходит в виде информационного и неструктурированного процесса. Формализуя оперативную структуру, организация создаст надежный фундамент на будущее и установит четкие линии связи в организации.

 

Кредитные организации, уже работающие с ALM-регламентами, могут использовать эту заметку как контрольный список и источник идей по дополнению и совершенствованию регламентов.

 

ALM – это не процесс, направленный на изготовление отчетов, приносимых в качестве жертвы регуляторам. При должном использовании ALM повышает стоимость организации, и превращает эту стоимость в высокий процентный доход, снижение процентных ставок на широкий ряд кредитных продуктов и повышение ставок на вклады. И, в идеале, вы получите от ALM все это вместе!

 

Всеобъемлющий ALM-процесс может уничтожить необходимость установки искусственных ограничений на выдачу ссуд, потому что это направление считается особо рисковым. Он также предоставляет возможность распределения количества приемлемого риска по тем отраслям, которые пользуются особым спросом у клиентов.

 

С надежным фундаментом ALM-регламентов при постоянном применении хеджирования, ваши продукты и технологии могут быть с легкостью приспособлены к новым условиям. В то же время ALM позволит значительно снизить риск любому ориентированному на потребителя финансовому институту.

 

Солидная основа придаст компании новые возможности роста и, в конце концов, выльется в новые продукты. По мере возрастания комфорта работы с процессом и укрепления уверенности в нем, финансовый институт может больше внимания уделить своим новым кредитным и сберегательным продуктам.

 

И, хотя интенсивность использования управления активами и пассивами меняется от одного финансового института к другому, эффективность ALM-процесса показывает, что это – один из самых сильных козырей Вашей организации в деле повышения качества предоставляемых клиентам услуг.

 

По материалам Wescorp

 

См. также:

1.       Услуги для банков

2.       Создание качественного ALM-процесса

3.       Управление активами и пассивами – время действовать

4.       Управление активами и пассивами – шаг за шагом

5.       Доверяя – проверяй и с разгону не внедряй