Версия для печати
Оригинал статьи http://www.franklin-grant.ru/ru/news2/data/news_01/2005_02/20050209_190158_eq.asp

Китайский синдром: пузырь, который надул мистер Чен

09.02.2005

Оффшорная, но контролируемая правительством китайская компания потеряла $550 миллионов на нефтяной сделке, в очередной раз заставив призадуматься о компетентности китайских трейдеров, осуществляющих деятельность на мировых рынках.  

 

По материалам Wall Street Journal: «Совершив серьезную ошибку, иностранное представительство государственного поставщика авиационного топлива потеряло по крайней мере $550 миллионов на операциях с нефтяными деривативами. В очередной раз возникает подкупающий своей новизной вопрос по поводу государственного управления китайских компаний, а особенно, по поводу возникающих рисков, когда государственное предприятие пытается действовать как коммерческая структура. Вышеописанный эпизод является едва ли не самой крупной потерей на рынке деривативов за последние несколько лет. На память приходит лишь Barings Bank, обанкротившийся в результате операций, совершаемых их сингапурским трейдером. Тогда потери составили более $1.3 миллиарда». 

 

Далее в статье отмечалось, что компания осознала, что она занималась спекулятивными операциями, и, что $100 миллионный резерв на возможные потери будет сформирован за счет правительств Сингапура и Китая. В отчете было написано следующее: «Трейдеры сингапурского отделения China Aviation Oil Corp. ошибочно посчитали, что цены на нефть будут падать и превысили внутренние торговые лимиты, о чем следовало бы сообщить высшему руководству и остановить операции, когда убытки компании не превышали $5 миллионов».

 

В WSJ отмечалось: «China Aviation Oil Singapore сообщили, что потери от операций с деривативами, связанными с ценами на нефть, росли летом умеренными темпами и неожиданно ускорили темпы роста в октябре. С 26 октября при закрытии части текущих позиций они потеряли $390 миллионов, и ожидаемые убытки от закрытия оставшихся позиций составляли $160 миллионов».

 

Похоже, что никаких обвинений ни в чей адрес не последовало. «Директор компании Чен Жиулинь - известный китайский юрист и бизнесмен, который превратил заурядную брокерскую компанию в одного из основных трейдеров на рынке деривативов, был отстранен от занимаемой им должности. Но до сих пор не ясно, был ли он проинформирован о растущих потерях компании».

 

И «несмотря на огромную сумму денег, которую компания потеряла, кажется, что кое-кто от этого выиграл. Со слов информированного источника: China Aviation Oil Singapore выплатила лишь незначительную часть (если вообще что-либо выплатила) из тех $550 миллионов, которые она должна. Более того, в прошлом году компания взяла пятилетний синдицированный кредит на сумму $160 миллионов у банков Societe Generale SA и China Bank of Communications. В числе других кредиторов компании значатся: Goldman Sachs Group и сингапурское отделение DBS Bank. Буквально на прошлой неделе Societe Generale, один из основных кредиторов China Aviation Oil, отменил  $183 миллионный кредит, по которому уже существовали договоренности между сторонами».

 

Эта история могла бы и не попасть в прямой эфир радиостанций, так как особой злободневности в ней нет. Эта проблема будет еще спать в течение нескольких лет, пока вдруг не раскроется и не распространится на азиатских рынках. Но во многом, это что-то очень сильно напоминает.

 

На самом деле, есть кое-какие особенности, которые говорят о том, что это не «одноразовый» случай. В Journal написано: «Данный случай является переломной точкой для директора China Aviation Oil, 43-х летнего мистера Чена, и для компании, которую он построил практически с нуля».

 

Первое: идет чертовски знакомое повествование о человеке родом из простой семьи, который всего добился сам. «Он родился в отдаленных районах Китая, затем получил юридическое образование в Пекине. Потом ему дали ответственное задание: «разбудить» до того момента «спящую» трейдинговую компанию». Не напоминает ли это Вам Andrew Fastow, Ken Lay и компанию [речь идет о руководителях Enron – прим. пер.]?

 

Второе: компанию буквально «кормят с ложечки», и правительство предоставляет ей карт-бланш, что придает ей ощутимый вес, и создается впечатление, что ничего незапланированного случиться не может. «Являясь единственным импортером авиационного топлива для быстро растущей авиационной промышленности Китая, China Aviation Oil очень быстро развивалась, стала доходной и прошла листинг в 2001 году». Если нам не изменяет память, Enron собирался революционизировать электроэнергетическую отрасль.

 

Третье: ситуация все больше начинает напоминать приснопамятный случай с Enron. «Акции компании стали чрезвычайно популярны на фондовом рынке, цена выросла в семь раз с момента IPO. В прошлом году Ассоциация Инвесторов Сингапура признала компанию самой «прозрачной» на рынке». Хммммм… Может быть термин «прозрачность» в первую очередь  относился к одежде трейдеров?!

 

Четвертое: появляется чувство вседозволенности: «За прошлый год амбиции мистера Чена выросли до астрономических величин. Под девизом «Выведем Китай на международную арену», компания совершила полдюжины поглощений, включая обмен доли английской компании Fortune Oil в китайской компании по торговле топливом для реактивных двигателей, на долю в испанской компании, Compania Logistica de Hidrocarburos, занимающейся транспортировкой нефтепродуктов». Enron в течение долгого времени покупал электростанции в Южной Америке, Европе и где бы то ни было.

 

Пятое: взрыв пузыря и порция сентиментальной смиренности: «Звезда мистера Чена быстро взошла на небосклоне делового Сингапура. Им восхищались за то, что он вел скромный образ жизни, и это при том, что входил в пятерку самых высокооплачиваемых бизнесменов Сингапура. Он был очень общителен и находился постоянно на виду. Он делал доклад на мировом экономическом форуме в 2003 году в Сингапуре и оставил журналистам номер своего мобильного телефона. Вчера по мобильному телефону он сказал одному из журналистов: «Я больше не являюсь руководителем, и у меня нет комментариев. Читайте новости компании»». Ну что ж, мы до сих пор ждем проявления смиренности от Enron.

 

Как уже ранее отмечалось, Китай, как и все растущие мировые державы, обречен на прохождение кривой обучения. Эта история отчасти является подтверждением этому. Но возникает вопрос по поводу способности Китая выполнить обещания, на которые понадеялись так много инвесторов. В основе этих обещаний лежат легкие деньги, которые печатает ФРС, и количество которых постепенно и совершенно явно уменьшается с каждым   повышением процентной ставки.

 

Доказательств тому, что повышение процентных ставок в скором времени прекратится, пока нет. Как сообщает Wall Street Journal «ФРС, похоже, будет поднимать процентную ставку и на следующих своих заседаниях, так как представители центрального банка считают, что риск инфляции растет».

 

В конечном итоге величина процентных ставок достигнет того уровня, когда инвестиции в Китай уже не будут казаться такими уж привлекательными. В какой-то момент стихийно собравшаяся толпа поймет, что доходность от вложений в китайскую экономику упадет, и риски возрастут.

 

На пике любого тренда основные инвесторы, те которые пропустили момент перемены тренда, какой бы он ни был, побегут на поле битвы, тряся мошной, пытаясь наверстать упущенное. 

А с Китаем ситуация такова: в стенах только еще появились первые трещины, а признаки безумия уже можно наблюдать повсеместно.

 

В том же выпуске WSJ, в котором рассказывалось о China Aviation Oil, говорится: «Фондовые рынки по всему миру бьются с NYSE, NASDAQ и между собой за получение китайских компаний в своем листинге. Только за прошлый месяц Лондонская фондовая биржа  открыла свое представительство в Гонконге, а представители Торонтской, Нью-йоркской и Сингапурской бирж посетили Китай. У NYSE уже есть два представительства в Азии, и они планируют открыть еще одно в Пекине. NASDAQ задумывается об открытии дополнительных офисов в Пекине или Шанхае. На кону: большое количество китайских IPO со всеми вытекающими последствиями, по мере того как Китай приоткрывает свои рынки капитала. Самым большим IPO в прошлом году стала $3.01 миллиардная сделка China Life Insurance Co., которая входит в листинг NASDAQ и Гонконгской фондовой биржи».

 

Ситуация накаляется. В WSJ написано: «биржи проявляют высокую активность, приглашая китайские компании и используя свои связи с местными юристами, финансистами и всеми, кто может привлечь потенциальных клиентов».

 

И конечно же можно не обращать никакого внимания на строгие требования, предъявляемые компаниям при листинге и на «прозрачность». В WSJ пишут: «Гонконгские юристы отмечают, что большая часть китайских компаний предпочитают проходить листинг на не американских фондовых рынках, из-за судебной ответственности, предусмотренной в листинге американских фондовых бирж. По данным одной из английских юридических фирм 11.5% Гонконгских и китайских компаний торгующихся на NYSE за последние пять лет были предъявлены судебные иски. На NASDAQ эта цифра составила 17.2%. Компании так же несут ощутимые издержки на то, чтобы их бухгалтерская документация соответствовала американскому стандарту, описанному в  Акте Sarbanes-Oxley. «Вероятно, основной проблемой для китайских компаний при прохождении листинга на американских фондовых биржах является тот факт, что им приходится существенно усилить внутренний контроль и корпоративное управление» говорит Руперт Пэрсер (Rupert Purser) говорит начальник управления корпоративных финансов гонконгской компании  Baker Tilly. Китайская компания, проходящая листинг в США  «должна в одночасье перейти от достаточно свободного режима управления, к чрезвычайно строгому»».           

 

Никто пока точно не знает когда произойдет китайский кризис на финансовых рынках. Но свидетельства того, что Китай зашел слишком далеко и слишком быстрыми темпами, и не учел ряда важных принципов, совершенно явно просматриваются.

 

Ситуация с  China Aviation Oil Singapore, по мнению многих аналитиков, может оказаться верхушкой айсберга, так как другие сомнительные стратегии государственных организаций, притворяющихся коммерческими, продолжают воплощаться в жизнь. Будет как минимум еще два-три подобных случая, учитывая огромное влияние китайской экспансии за последние несколько лет.

 

Но для того, чтобы привлечь внимание Wall Street будет достаточно еще двух таких происшествий. И когда такой момент наступит, они вдруг поймут, чем чревата китайская бизнес-модель: «как только дешевый китайский экспорт начнет наводнять рынки, кроме американского, так, как это происходит в Европе и начинается в Латинской Америке – торговый дефицит с Китаем станет исключительно проблемой США. Китай знает, что, скорее всего, его экономика пострадает в результате повышения процентной ставки, но если он этого не сделает, то пострадает экономика всего мира».

 

Скорее всего Китай попытается сделать то, что он уже делал многократно, выжать максимум выгоды для себя из сложившейся ситуации. Но не без оснований можно считать, что так же как и на нефтяных рынках они могут сделать неправильный прогноз в отношении спада деловой активности со стороны своих торговых партнеров. Факт в том, что мало у кого в мире осталось терпения и толерантности.  

 

Когда Morgan Stanley, Citigroup, Fidelity, Goldman Sachs, Merrill Lynch и хедж фонды начнут дергать за ниточки, капитал будет летать через океан со скоростью света. В процессе полета китайцы к своему большому сожалению, вместе с инвесторами по всему миру, узнают, что большую часть капитала они никогда больше не увидят.

 

Так что лучше не сильно верить предсказаниям в китайских печеньях-гаданьях.

 

 

См. также:

  1. Китай хочет скупить весь мир
  2. Китайский синдром: плясун на канате
  3. Китайский синдром: энергетическая паника в Китае
  4. Китайская Великая Депрессия
  5. Теория экономического выхлопа