Equifax поздравил семейку Адамсов с 8 марта

Рынок нефти вновь на перепутье. Будут ли наказаны иранские амбиции. (часть II)

Рынок нефти вновь на перепутье. Будут ли наказаны иранские амбиции.

Иранская нефтяная биржа - последний гвоздь в крышку гроба американского доллара?

MOBILIS IN MOBILE. Репутация банков - топ риск текущего сезона.

Какие риски в условиях нынешнего кризиса наиболее значимы для Вашей организации?
Риск падения спроса.
Ценовые риски.
Риск ликвидности.
Кредитный риск.
Риск потери деловой репутации.
 Главная >  Последние новости > Инвестирование и риски



Китайский синдром: авиация, нефть и мошенничество

28.02.2005

Мировое бизнес-сообщество стало относиться к китайским компаниям с подозрением, ибо потеря пятисот миллионов долларов на рынке деривативов не могла остаться незамеченной.  

Полиция Сингапура возбудила уголовное дело по факту потери китайской компанией, занимающейся топливом для реактивных двигателей, такой большой суммы. По сообщениям агентства Bloomberg, «представители ассоциации инвесторов Сингапура, представляющей интересы частных инвесторов, сказали, что они были шокированы масштабом понесенных потерь. Произошедший случай заставил их задуматься о качестве государственного управления китайскими коммерческими компаниями, находящимися на территории Сингапура». В то самое время глава компании Чен Джиулин улетел из Сингапура в Китай, по приказу властей, для оказания помощи в расследовании дела. По сообщениям английской TimesOnline: «Пекин заявил, что Чен был задержан, и до конца расследования восстановлен в должности руководителя China Aviation Oil не будет». 

Эту историю делает еще более странной тот факт, что China Aviation Oil была признана в прошлом году «самой прозрачной» компанией Сингапура.

Случай с китайской топливной компанией, освещенный The Wall Street Journal, так сказать, набирает обороты. Bloomberg сообщил, что «делом о потере $500 миллионов на рынке деривативов компанией China Aviation Oil, поставляющей в Китай третью часть от общего объема топлива для реактивных двигателей, занимается управление по борьбе с финансовыми преступлениями Сингапура». Ситуация получила всеобщую огласку, когда гонконгское отделение The Wall Street Journal описало происшедшее на страницах газеты. Bloomberg подлил масла в огонь: «China Aviation, подразделение пекинской компании China Aviation Oil Holding Co., сообщили представителям прессы, что после потерь, понесенных в результате неправильно принятых решений на рынке топливных деривативов, будут настаивать на оспаривании требований своих кредиторов в суде. Происшествие говорит о недостатке прозрачности многих компаний, имеющих отношение к Китаю».   

Как ранее прогнозировалось в предыдущем цикле статей по теме, проблемой China Aviation заинтересовалось  мировое бизнес-сообщество. Bloomberg процитировал S&P: «Довольно сложная корпоративная структура и некорректные данные бухгалтерского учета значительно усложняют проведение предварительной оценки некоторых компаний, имеющих отношение к Китаю. Если рассматривать бухгалтерскую сторону вопроса, то проблема частичного раскрытия информации усугубляется проблемами соответствия норм китайского бухгалтерского учета международным нормам».

По сообщениям журнала Forbes: «Это самый недавний скандал из целой серии инцидентов, связанных с расширением присутствия китайских компаний за рубежом. По сообщениям газеты China Daily, со ссылкой на участников рынка, вполне вероятно, что китайские регулирующие органы могут принять рестрикционные меры, вплоть до запрета проведения спекулятивных операций на товарных и фондовых рынках, по отношению к китайским компаниям».

На сайте журнала сообщалось: «В другом похожем случае страховой компании China Life был предъявлен групповой иск по факту финансового мошенничества в особо крупных размерах. В ходе проведения аудиторской проверки материнской компании China Life Group, в бухгалтерских документах были обнаружены несоответствия, которые и послужили основанием для инициации судебного разбирательства по факту мошенничества».

На страницах Wall Street Journal было написано: «Скандал затронул подразделение Банка Китая, прошедшего листинг на гонконгской фондовой бирже в 2002 году. В феврале Лю Жиньбао, бывший руководитель Bank Of China Hong Kong Ltd, был арестован в Китае по обвинению в коррупции. В августе Bank Of China Hong Kong Ltd сообщил представителям прессы, что два бывших заместителя руководителя, Жу Чи и Дин Яньшень, так же как и бывший генеральный менеджер Жань Дебао были задержаны по обвинениям в растрате».

Как уже говорилось ранее, ситуация может повториться. Дело даже не в размере потерь, а в том, что возможность разъединения Китая дает почву для возникновения новых конфликтов интересов, которые могут привести к разрушительным последствиям. 

Forbes сообщает: «Материалы расследования были получены The Associated Press в Сингапуре. В них упоминалось, что материнская компания China Aviation Oil знала о финансовых проблемах своей «дочки», так как 20 октября продал 15% долю в акционерном капитале непутевого дитяти за 108 миллионов долларов. Согласно письменным показаниям Чен Джиулина, бывшего руководителя China Aviation Oil, его компания оповестила материнскую компанию  об испытываемых финансовых осложнениях 10 октября. Некоторые аналитики считают, что тот факт, что пекинская компания не раскрыла эту информацию до сделки по продаже доли акционерного капитала своей дочерней компании, может быть классифицирован как незаконная сделка с ценными бумагами с использованием конфиденциальной информации, или как инсайдерская операция».

Forbes также сообщил, что: «трейдеры на шанхайской бирже по торговле фьючерсными контрактами считают, что China Aviation Oil, вероятно, использовали дыры в законодательстве, регулирующем деятельность на финансовых рынках».

Европейские банки на крючке

Первые сообщения о фактах сопутствующего ущерба уже начали появляться. Например, появилась следующая информация: «Западные банки ждут реакции со стороны китайского правительства, направленной на ограничение его участия в финансовом скандале в Сингапуре, в котором подконтрольная Пекину компания потеряла 550 миллионов долларов на рынке нефтяных деривативов».

В статье также было написано: «Хотя, скорее всего, ни от одной из заинтересованных сторон официальных заявлений по поводу вышеупомянутого скандала не последует, уже ясно, что несколько западных инвестиционных банков будут вынуждены понести убытки в результате реализации не хеджированных рисков. По информации одного из осведомленных источников убытки составят 160 миллионов долларов, распределенные между Societe Generale, Banque National de Paris of France, Goldman Sachs, Standard Chartered и Morgan Stanley».

Сначала политики, потом акционеры

Инцидент с China Aviation Oil указывает на основную проблему Китая, неспособность хотя бы частично отделить бизнес от политики. Wall Street Journal сообщил: «Аналитики считают, что китайские компании, прошедшие листинг, до сих пор не смогли поставить интересы акционеров выше политических аспектов. Это происходит в основном из-за того, что компании продолжают поддерживать связи со своими материнскими компаниями, и соответственно с Пекином. Нынешние корпоративные управляющие могут завтра стать губернаторами областей. Боссам конкурирующих телекоммуникационных компаний могут приказать поменяться местами, независимо от того, что об этом думают акционеры. Фрейзер Хоуи/Fraser Howie, соавтор книги «Приватизация Китая: Фондовые рынки и их роль в корпоративном реформировании» как-то сказал: «Об этих компаниях ничего определенного сказать нельзя. Они как черные ящики, или черные дыры»».

Заключение

Эта история набирает обороты. То, что Китай нажился на скандале с China Aviation Oil, скорее всего, задаст тон последующим событиям.

При пессимистическом развитии событий, если правительство Китая не позаботится о возмещении большей части потерь, то Китай может оказаться в интересном положении, когда иностранный капитал начнет утекать от китайского чуда.

Похоже, что слово «бизнес», находящееся в обиходе китайского правительства, имеет больше, чем одно значение.

При подготовке статьи были использованы
 материалы
Joe Duart

См. также:

1.       Аудит рисков и составление карты рисков предприятия

2.       Корпоративная система управления финансовыми рисками предприятия

3.       Китайская Великая Депрессия

4.       Невыученные уроки: операционные риски

5.       Китайский сюрприз

6.       Аналитический обзор отраслевой динамики и рисков






    Начало

e-mail : info@franklin-grant.ru
Задать вопрос OnLine

Site design by MIRRON.com (C) 2002 www.mirron.com  
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
«Франклин&Грант» 2002-2016 All rights reserved (C) 2002-2016 Franklin Grant

Любое использование материалов Интернет ресурса www.franklin-grant.ru допускается только с разрешения
правообладателя - ООО «Франклин&Грант. Риск Консалтинг».


Замечания и пожелания присылайте по адресу
Все права защищены© 2002 – 2016 ООО «Франклин&Грант. Риск Консалтинг»

 

EduNow.su Образовательный портал