Версия для печати
Оригинал статьи http://www.franklin-grant.ru/ru/news2/data/news_03/2007_06/20070613_120227_ea.asp

Менеджмент непрерывности бизнеса

 

Управление непрерывностью бизнеса всегда играло важную роль в банковском деле, определяя возможность и способность кредитных организаций переносить катастрофические события как финансового, юридического, так и физического характера. Крупномасштабные прецеденты операционных потерь, имевшие место в последние два десятилетия (LTCM, Sumitomo, Orange County и др.) создали необходимую для развития менеджмента ОР мотивацию и у регуляторов, и у менеджмента кредитных организаций по всему миру.

 

Согласно некоторым исследованиям, последствия такого рода событий до сих пор периодически проявляются в мировой финансовой системе, воздействуя подобно расходящимся волнам. С этим отчасти связано неослабевающее внимание банковского сообщества к проблеме управление операционным риском и стремление к реализации лучших подходов к обеспечению непрерывности деятельности, которые на международном уровне регламентируются рекомендациями Базельского комитета.

 

Последние тенденции в способах ведения бизнеса привнесли множество перемен мир непрерывности бизнеса, как результат воздействия большого количества различных факторов, некоторые из которых включают усилившуюся конкуренцию по параметру длительности остановки обслуживания и еще более возросшую зависимость от информационных технологий. Другие стоящие упоминания изменения лежат в области корпоративного управления, ожиданий клиентов, возросших угроз массового отключения энергоснабжения (блэкаутов), перемещения приоритетов многих банков в область розничного бизнеса и широкого использования технологий электронного и сетевого банковского обслуживания.

 

На текущий момент многие эксперты отмечают, что методики обеспечения непрерывности (Business Continuity Planning, BCP) и восстановления финансово-хозяйственной деятельности (Disaster Recovery Planning, DRP) не успевают адаптироваться к возросшим требованиям бизнес-среды и работают все менее и менее эффективно. В этой связи многие банки переходят к новой методике Управления непрерывностью бизнеса (Business Continuity Management, BCM) как более подходящей для достижения новых целей в области операционного риск-менеджмента.

 

Включая в себя все наилучшие достижения смежных дисциплин-предшественников, включая аспекты организации процессов и планирования, BCM привносит намного более детальные процедуры по эффективному контролю за исполнением процесса обеспечения непрерывности деятельности. Кроме того, новая методика включает в себя следующие основные элементы: стратегию в области непрерывности бизнеса, альтернативную бизнес-стратегию, стратегию коммуникации рисковых событий, непрерывный мониторинг и оценку рисков, регулярную актуализацию планов реагирования на непредвиденные ситуации, а также включение элементов, обеспечивающих непрерывность деятельности по всей инфраструктуре кредитной организации.

 

По словам экспертов британского Института Непрерывности Бизнеса (Business Continuity Institute, UK), новая методика является «целостным управленческим процессом, который обеспечивает идентификацию потенциальных угроз непрерывности бизнеса, и дает концептуальную основу для обеспечения устойчивости бизнеса и его способности по эффективному реагированию на возникающие негативные события, что, в свою очередь, обеспечивает интересы ключевых стейкхолдеров организации, ее репутации, бренда и процессов создания стоимости». BCM, как и управление ОР в свое время, еще больше усиливает фокус на отдельных сотрудниках, процессах, системах и продуктах, в соответствии с общей тенденцией по увеличению «гранулярности» менеджмента, т.е. росту концентрации внимания руководителей на отдельных деталях бизнеса. Кроме того, BCM выводит на передний план такие смежные с ОР дисциплины, как управление качеством и корпоративной риск-культурой, а также методики оценки «выгоды против издержек» (cost-benefit analysis), применяемой при разработке средств контроля за отдельными элементами портфеля рисков банка.

 

При подготовке статьи использованы материалы:

Бротман Л. «Важность непрерывности бизнеса: способы управления», 2007.

 

Обратите внимание на услуги и продукты, предлагаемые компанией «Франклин&Грант»:

Аудит рисков банка, создание регламентов и процедур по управлению рисками