Версия для печати
Оригинал статьи http://www.franklin-grant.ru/ru/news2/data/news_04/2005_03/20050311_161636_sk.asp

Немного о стратегическом планировании

11.03.2005

Зачем использовать стратегическое планирование?

Шахматисты – прирожденные стратеги. Они передвигают фигуры для достижения определенных целей, например, захвата ладьи или шаха вражескому королю. Отдельные ходы (тактика), являются частью более широкого плана игры (стратегии) и отражают систему ценностей и приоритетов игрока. Например, стоит ли спасать коня, жертвуя тремя пешками? Что важнее в данный моментзахват слона или ладьи?

Чтобы преуспеть, игроки должны всегда отдавать себе отчет в собственных сильных и слабых сторонах. Кроме того, они не должны забывать о сильных и слабых сторонах конкурента. По мере развития игры стратегия каждого из игроков меняется, фокусируясь на потенциальных возможностях или минимизации угроз. Пример с шахматами раскрывает ключевые моменты стратегического планирования:

1.       Стратегии – это не случайные серии событий; это последовательность действий для достижения специальных целей

2.       Эти цели могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными, но они необходимы для долгосрочного успеха

3.       Развитие данной стратегии отражает ценности и приоритеты планировщика

4.       Эффективное исполнение данной стратегии требует понимания как сильных и слабых сторон, так и угроз и возможностей

5.       Стратегическое планирование – динамический процесс и требует постоянного согласования с действительностью

Стратегическое планирование, таким образом, является процессом выражения ценностей организации, долгосрочных целей и разработки стратегий, необходимых для достижения этих целей.

Компоненты стратегического планирования

Многие достоинства стратегического планирования происходят от процесса планирования вообще, а не от статичного понятия плана. По этой причине умелое выполнение процесса планирования критично для успеха компании. Неправильное управление процессом стратегического планирования порождает либо цинизм к любым видам планирования, либо бесконечные пыльные полки с нереализованными планами.

Стратегическое планирование состоит из шести ключевых компонентов:

1. Внутреннее сканирование: понимание собственных ресурсов. Для того чтобы осуществлять планирование, необходимо знать, какими ресурсами вы располагаете. В стратегическом планировании, внутреннее сканирование предназначено для помощи организации в выявлении его текущих ресурсов (физических, финансовых, человеческих и т.п.) и оценке их влияния на слабые и сильные стороны предприятия.

2. Внешнее сканирование. Оценка окружения. Внешнее сканирование предупреждает организацию о происходящих во внешнем окружении изменениях, и об их вероятном влиянии.

3. Видение. Вам следует выразить свое предпочтительное будущее. Ваше видение предпочтительного будущего поможет поставить верные цели. Все попытки планирования должны опираться на способность придвинуть организацию ближе к желанному будущему.

4. Стратегические цели: опишите ключевые цели, чтобы зафиксировать ваше видение. Какие проблемы следует решить организации в первую очередь? Ключевые цели – не более пяти или шести – должны отражать эти наиболее важные проблемы.

5. План действий: примите решение о том, кто должен чем заниматься. Ключевые цели указывают на то, что должно быть сделано. План действий указывает на то, как это должно быть сделано. План действий содержит задачи, которые необходимо решить для достижения данной цели, устанавливает время, за которое должны быть выполнены эти задачи. План действий внедряют в оперативный план; в дальнейшем он используется в качестве основы для оценки бюджета и производительности.

6. Оценка прогресса: определите, работает ли ваш план. Планирование – динамический процесс, требующий регулярных перепроверок. Появились ли непредвиденные проблемы или возможности? Работает ли план? План, который не применяется и не перепроверяется на регулярной основе – просто отговорка и трата времени.

Советы для эффективного стратегического планирования

Концептуально, стратегическое планирование – несложная процедура, но на практике некоторые люди и некоторые организации намного лучше справляются с этой задачей, нежели остальные. Некоторые из приведенных ниже советов помогут вам улучшить качество стратегического планирования:

Совет 1: Помните, что обсуждение зачастую так же важно, как и ответы на вопросы. Во многих случаях проблемы, возникающие в ходе стратегического планирования, вызывают возбужденные споры и столкновения многочисленных точек зрения. Эти обсуждения необходимы для выработки консенсуса по направлению развития компании, а также для умелой постановки целей. Не пытайтесь избежать противоречий, но продолжайте работать и сотрудниками, поднаторевшими в стратегическом планировании, особенно если в вашей группе собрались сильные личности или стратегический план разрабатывается впервые.

Совет 2: Используйте лучшие из доступных методов сбора информации о будущем. Стратегическое планирование – стрельба по движущейся мишени, и вам надо знать, каким будет мир через несколько лет. Знать его сегодняшний – недостаточно. Таким образом, вам надо убедиться, что группа планирования работает с лучшим из доступного материалом о внешней среде в приложении к вашей организации.

Спросите членов вашей группы планирования о том, что они думают о будущем бизнес-окружении. Опросите других экспертов. Сделайте экономический и политический прогноз. Для успешного стратегического планирования желательно опросить людей, могущих повлиять на будущее компании – клиентов, работников, председателей профсоюзов, чиновников регулирующих органов. Чем больше возможных исследований будет проведено, тем лучше группа планирования будет понимать возможное будущее.

Совет 3: Убедитесь, что ваше видение является реалистичным. Видение будущего должно быть захватывающим. Оно должно взбодрить группу, мотивировать сотрудников. Оно, в некоторых случаях, должно всегда оставаться лучше настоящего. Но не забывайте о реальности.

Совет 4: Сформулируйте ключевые цели четко и ясно, одним предложением. Они могут быть численными или качественными. Хороший пример: «К 2006 году наши продукты будут использоваться в 20% хозяйств США».

Совет 5: Попытайтесь противостоять искушению продолжить бизнес «по старинке» после написания плана действий. Стратегическое планирование – уникальная возможность изучить основные концепции, на которых построен ваш бизнес, а также повторно обдумать, что вы делаете и почему. Большинство организаций отлично справляется со стратегическим планированием, пока дело не доходит до плана действий. При его разработке слишком многие просто включают все виды деятельности, которыми они сейчас занимаются  и планируют заняться, под одной из целей.

Чтобы побороть эту вредную привычку, проведите мозговой штурм и выделите идеи, которые действительно помогут выполнить поставленную цель. Если какие-то виды деятельности и проекты остались за бортом, подумайте, действительно ли они необходимы.

Совет 6: Регулярно оценивайте прогресс. Для стратегического планирования эффективнее постоянно толкать организацию вперед, применять и переоценивать планы. Не следует сидеть и ждать целый год, наблюдая за ходом плана. Многие организации согласуют планы с реальностью на регулярной основе (часто – даже ежеквартально). Что работает? Что нет? Существуют ли непредвиденные проблемы? Существуют ли неожиданные возможности? Что может сделать организация для подстройки к ним?

Не позволяйте непредвиденным проблемам и возможностям сбивать вас с намеченного пути. Любые поправки, которые вы вносите, должны быть согласованы с видением группы, назначением ключевых целей.

Совет 7: Окиньте процесс свежим взглядом. Иногда самые большие ошибки возникают не из того, что вы не знаете, а из того, что вы, как думали, знали. Не забывайте перечитывать и дополнять план, даже если кажется, что в мире не произошло ничего нового.

Правильно осуществленный, процесс стратегического планирования становится мощным инструментом для развития организации.

При подготовке статьи были использованы
материалы организации
SHRM

См. также:

  1. Аудит рисков банка
  2. Аудит рисков и составление карты рисков предприятия
  3. Стратегическое планирование – необходимость?
  4. Стратегическое планирование, принятие решений и залог успеха банка
  5. Как донести стратегический план до персонала