Разработка новых продуктов: диагностика рисков

Стратегия и регулирование банковской деятельности

Банки. Стратегия роста: вызовы и тенденции

Повышение конкурентоспособности и доходность компании: картина очевидна?

Ведет ли быстрый рост кредитования к опасным скачкам проблемных долгов?

Какие риски в условиях нынешнего кризиса наиболее значимы для Вашей организации?
Риск падения спроса.
Ценовые риски.
Риск ликвидности.
Кредитный риск.
Риск потери деловой репутации.
 Главная >  Последние новости > Экономика и рынки



Китайский синдром: Нематериальные активы высоких цен на нефть

 

28.03.2005

 

Нефть направляется в Азию

Азиатские потребители нефтепродуктов формируют альянс, целью которого является снижение уровня цен на нефть, заданного производителями нефти с Ближнего Востока. 

 

Доклады OPEC по сокращению объемов производства нефти были представлены вниманию общественности в декабре прошлого года. Исходя из обнародованного, картель будет стараться держать цены на уровне 40 долларов и выше, в течение как можно более длинного периода времени. Со ссылкой на Reuters: «Министры, собравшиеся на пятничной конференции, достигли консенсуса в отношении сокращения объемов добычи на один миллион баррелей нефти в день от сегодняшнего уровня добычи. По результатам проведенной конференции было решено назначить встречу на февраль месяц для обсуждения дальнейших изменений торговой политики».

 

Что же мы видим? Назревающий конфликт корыстных целей OPEC и эффектов пролонгированных высоких цен на нефть. Международное Энергетическое  Агентство прогнозировало падение спроса на нефть и замедление экономического роста. Reuters докладывает: «Рост спроса на нефть в 2005 году должен замедлиться частично из-за сокращения объемов потребления нефти Китаем». Но в то же самое время: «МЭА привело более точные данные по оценке спроса на нефть на 2005 год. Было сказано, что спрос сократится приблизительно на 70 000 баррелей нефти в день до 1.38 миллиона баррелей в день на рынке с ежедневным оборотом в 83.7 миллионов баррелей нефти день. Это будет означать снижение темпов роста спроса до 1.7%, по сравнению с аналогичным показателем 2004 года в 3.3% или 2.63 миллиона баррелей в день. 2004 год, из-за активности Китая на рынке энергоносителей, ознаменовался самым бурным ростом спроса на нефть с 1976 года».

 

Азиатские активы

Рост спроса на нефть в Китае похоже падает. Reuters со ссылкой на МЭА сообщает: «Прогнозное значение роста спроса на нефть в Китае на 2005 год находится на отметке в 360 000 баррелей нефти в день, что составляет 5.7 процентный рост. По сравнению с 2004 годом, когда аналогичные показатели находились на отметке 810 000 баррелей в день, или 14.7%, это является значимым снижением темпов роста спроса на нефть. Советник МЭА по энергетике индустриальных стран отметил, что в 2004 году рост спроса на нефть в Китае опережал темпы роста китайской экономики. В третьем квартале 2004 года, как и ожидалось, темпы роста снизились до отметки 8.6% с 19% и 25% в первом и втором кварталах соответственно».

 

Но, даже когда темпы роста спроса на нефть снизились, и в будущем могут понизиться еще, величина спроса остается на более высоком по сравнению с прошлыми годами уровне, что говорит о возникновении потенциальной возможности для реализации конфликта интересов азиатских потребителей нефти и стран OPEC.

 

Новостная лента Dow Jones сообщает: «Директора южнокорейских нефтеперерабатывающих предприятий посетили Пекин с целью достижения договоренности с китайскими коллегами о совместной покупке нефти у стран Ближнего Востока». Пока что никто всерьез не воспринимает такую возможность, но вряд ли можно отрицать тот факт, что начало положено. На самом деле, в статье произошедшая встреча характеризовалась как: «предварительное обсуждение сотрудничества в покупке, создании запасов и транспортировке нефти», а не как деловые переговоры.

 

Это событие привлекло внимание общественности, так как оно подает сигналы странам Ближнего Востока о том, что: «азиатские покупатели нефти не особо довольны текущими условиями покупки нефтепродуктов, и намереваются изыскать пути для оптимизации закупочных схем и снижения растущих цен на сырье».

 

А, собственно говоря, почему бы нет? Этот регион начинает стремительно набирать вес на рынке потребления нефтепродуктов. Dow Jones сообщает: «Восточная Азия является основной причиной повышенного спроса на нефть, так как в этом регионе находятся второй, третий и седьмой по величине потребители нефти в мире. По данным английской компании BP, потребность Китая в нефти составляет 5.98 миллионов баррелей нефти в день, Японии – 5.45 миллионов баррелей и Южной Кореи – 2.30 миллионов баррелей в день. Азия в целом импортирует более 2/3 необходимого ей количества нефти, что составляет 23 миллиона баррелей нефти в день, при этом чуть более 12 миллионов баррелей в день из 23 импортирует из стран Ближнего Востока».

 

Жертвы своего успеха

В этих отношениях присутствует круговая зависимость, и это в будущем может создать кучу проблем. Dow Jones сообщает: «Импорт нефти в Китай, Японию и Южную Корею осуществляется по годовым контрактам с правительствами стран-экспортеров или национальными нефтяными компаниями. Азиатские покупатели уже в течение долгого времени жаловались на недостаток альтернативных поставщиков, и на то, что формула ценообразования, принятая в Саудовской Аравии и других ближневосточных странах-поставщиках нефти, зачастую ставит их в худшие, по сравнению с другими странами-импортерами, условия».

 

Но надо отметить, что в системе присутствуют кое-какие неравенства. «Производители нефти из стран Ближнего Востока обычно дают более значимые скидки своим клиентам из Европы и США, чем азиатским покупателям. Получается, что азиатские импортеры платят, так называемую, «Азиатскую премию», что составляет 1.50 доллара к цене FOB на каждый баррель. Но, за последние несколько месяцев, частично из-за разницы цен на различные сорта нефти, американские потребители платили больше, чем азиатские, за свою нефть».

 

Здесь то и есть самое узкое место и источник беспокойства. «Азиатские государства продолжают увеличивать спрос на  нефть, который и без того уже значительно превышает объемы местного производства. Соответственно, их зависимость от ближневосточной нефти увеличилась, так же как и потенциальные негативные экономические последствия, появляющиеся в результате уплаты азиатской премии. Это заставило их искать альтернативные источники нефти и способы понижения стоимости импорта».

 

Во второй части уравнения, и возможно наиболее чувствительной его части, валютный аспект. «Япония и Корея не испытывают дискомфорта от усиления их национальных валют по отношению к доллару. Цены на нефть номинированы в долларах, соответственно, издержки на импорт нефти не такие высокие, какими могли бы быть в противном случае. Но для Китая, более слабый доллар не означает снижение издержек на импорт нефти, так как китайский юань привязан к доллару».

 

Это является еще одной причиной тому, что Китай находится под постоянным давлением, так как привязка юаня к доллару становится для Китай обоюдоострым мечом. С одной стороны, это поддерживает экономику Китая в рабочем состоянии, обеспечивая продукцию китайских производителей неоспоримым конкурентным преимуществом (в виде беспрецедентно низкой цены) на американском и мировых рынках. Нов то же самое время, юань потерял часть своей покупательной способности, что привело к удорожанию цен на топливо.

 

Заключение

В заключении Dow Jones сообщает, что из всего этого мало что получится, ну, может быть, будут достигнуты какие-то соглашения, из соображений комфортности. «Есть призрачная надежда на то, что Китай и его азиатские соседи в скором времени скооперируются для осуществления совместных закупок, формирования общих складов, на тот случай, если у кого-то из стран «альянса» возникнут перебои в поставках нефти. Плюс к этому присутствует, пусть небольшая, вероятность, что азиатские страны пойдут на формирование резервов, которыми будут управлять совместно».

 

Вот несколько важнейших тому причин:

  • «Официальные лица из Индии и Китая, участвующие в крупных программах по накоплению запасов, дали понять, что их резервы будут использоваться для покрытия нехватки нефти внутри страны, а не в какой-нибудь азиатской объединенной системе».

 

  • «Китай, скорее всего, проиграет финансово «мускулистой» Японии в борьбе за нефтепровод сибирской нефти», и на данном этапе находится не в самых дружественных с ней отношениях. Китай «погряз в спорах с Японией и рядом других азиатских стран по поводу того, кому принадлежат месторождения нефти и природного газа в шельфовых зонах Южно-Китайского моря».

 

  • «Пекин и Сеул могут и не убедить Россию построить нефтепровод из Сибири через весь Китай до Южной Кореи. Похоже, что Россия склоняется к постройке нефтепровода до Тихоокеанского побережья, откуда русские смогут поставлять нефть в Японию и другие страны».

 

Итак, подведем черту: это очень рискованная ситуация, которой сопутствует множество проблем, на разных уровнях. Но, это лишний раз доказывает, что спрос на нефть в Азии, даже если он, в конце концов, снизится, из-за каких либо событий в экономике, или из-за того, что экономический рост азиатских стран замедлится естественным путем, вряд ли опустится до уровня, предшествующего 11 сентября 2001.  

 

Лишь это будет удерживать цены на нефть на высоком уровне до тех пор, пока не наступят признаки перенасыщения рынка.






    Начало

e-mail : info@franklin-grant.ru
Задать вопрос OnLine

Site design by MIRRON.com (C) 2002 www.mirron.com  
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
«Франклин&Грант» 2002-2016 All rights reserved (C) 2002-2016 Franklin Grant

Любое использование материалов Интернет ресурса www.franklin-grant.ru допускается только с разрешения
правообладателя - ООО «Франклин&Грант. Риск Консалтинг».


Замечания и пожелания присылайте по адресу
Все права защищены© 2002 – 2016 ООО «Франклин&Грант. Риск Консалтинг»

 

EduNow.su Образовательный портал