Версия для печати
Оригинал статьи http://www.franklin-grant.ru/ru/news2/data/news_06/2005_08/20050830_105333_ks.asp

Нынешние и будущие методы исследования в области стратегического менеджмента

 

30.08.2005

 

В течение последних 20 лет в области стратегического менеджмента произошло значительное количество важных событий и сдвигов, как в плане теории, так и методов. От года в год число и профессиональный уровень исследований в данной области продолжает расти.

 

Несмотря на то, что тема стратегического менеджмента отличалась неизменной популярностью и находилась под пристальным вниманием экономических кругов, лишь в ограниченном количестве публикаций акцент делался именно на методологии исследования в рамках стратегического менеджмента. Вкратце, развитие области стратегического менеджмента и применяемые в этой области методики можно представить следующим образом.

 

Первые наработки и постановка насущных вопросов в этой области были посвящены деловой политике и общему управлению. Основной акцент в плане исследований и обсуждений делался на изучение единичных примеров (фирма и отрасль). Как правило, круг экспертов работающих с данной тематикой, формировали специалисты, ранее занимавшиеся другими дисциплинами в сфере экономики и бизнеса, а также бывшие руководители компаний государственного и частного секторов экономики.

 

Знаменательной вехой в эволюции исследований данной области стал выход в свет серии диссертаций Гарвардской Школы Экономики, сосредоточивших свое внимание на корпоративной стратегии и устойчивой, успешной работе компаний. В качестве одного из примеров можно привести работу Ричарда Румельта (Richard Rumelt) в 1974. Очередной этап становления стратегического менеджмента  приходится на выход в свет в 1979 году культовой книги Дэна Шендэля (Dan Schendel) и Чака Хофера (Chuck Hofer), после которой произошла окончательная смена термина «деловая политика» на «стратегическое управление». И наконец, в 1980 году, теперь уже ставшая классической книга Майкла Портера «Competitive Strategy», завершила начальные преобразования в области стратегического менеджмента. Основополагающие стратегии, изложенные в данной работе, сохранили свою актуальность по сей день.

 

Прочие работы, занимавшее промежуточные ниши исследований в области стратегического менеджмента в основном касались трех тем: (1) влияние внешней среды на стратегию компании, (2) важность соответствия между стратегией компании и внешней средой и (3) влияние стратегии компании на эффективность, результаты ее работы. Большая часть этих работ выходила за рамки двух детерминистских традиций в области теории организации и экономики промышленного предприятия.

 

Большинство исследований в этих трех областях основывалось на изучении объемных выборок вторичных данных. В этих работах преобладали перекрестные, статистические исследования с использованием небольшого набора управляющих переменных. Проводимые исследования базировались в основном на параметрических статистических методах анализа, а множественная регрессия стала основным статистическим инструментом, используемым в стратегическом менеджменте.

 

Одним из исключений являлся подход Keats & Hitt (1988) построенный на основе казуального (причинно-следственного) моделирования с упорядоченными по времени, хронологическими данными.

 

По мере накопления теоретических и практических наработок, исследования в области стратегического менеджмента начали приобретать ярко выраженную специализацию, концентрируясь среди прочих на таких темах, как стратегическое лидерство (strategic leadership), динамика конкуренции (competitive dynamics), и реструктуризация (restructuring). Однако, наверно наиболее перспективным направлением стал ресурсно- ориентированный (resource-based) подход, базирующийся на том, что с точки зрения ресурсов компания может достичь конкурентного преимущества посредствам роста, расширения, развития и использования  отличительных (присущих только ей) ресурсов, которые обладают высокой ценностью,  малораспространены, дорогостоящи с точки зрения имитации (подделки или копирования) и не замещаемы (Barney, 1991). В качестве нематериальных ресурсов выступали такие показатели, как интенсивность  научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, рекламная активность, человеческий капитал, и инвестиционная деятельность. В то же время, проверка данной теории на практике выявляет дополнительные сложности, связанные с измерением потенциальных возможностей уникальных ресурсов компании.

 

Среди прочих подходов можно отметить работы Hitt, Harrison, Ireland, and Best (1996) основывавшиеся на исследованиях практики успешных и неудачных сделок в области слияний и поглощений, а также кейс методологию, предложенную Larsson (1993).

 

В реализации таких подходов к моделированию требуется использование более сложных статистических инструментов, таких как моделирование структурных уравнений и множественный логит анализ. Кроме того, наблюдается тенденция к интеграции и количественных и качественных данных (Judge and Zeithaml, 1992).

 

В определенных случаях, для проведения сложного моделирования требуется использование множества специально разработанных критериев оценки, позволяющих обеспечить более высокую степень достоверности и точности полученных результатов (Hitt, Hoskisson, Johnson, and Moesel (1996).

 

Все чаще в исследовании стратегического менеджмента используются такие аналитические инструменты как событийный анализ, историческое моделирование, логистическая регрессия, анализ систем уравнений и многомерное шкалирование, а также такие численные подходы как  репертуарные решетки (repertory grid) (Ginsberg, 1988, 1989; Reger & Huff, 1993), когнитивные карты (cognitive mapping) (Huff, 1990) и (policy capturing) (Hitt & Tyler, 1991).

 

Исследования в области стратегического менеджмента совершенствуются, как в теоретическом, так и в практическом планах. Используемые методы и инструменты становятся более сложными и важными в плане накопления и развития базы знаний о том, как со стратегической точки зрения управлять компанией.