Версия для печати
Оригинал статьи http://www.franklin-grant.ru/ru/news2/data/news_06/2007_01/20070130_112911_dh.asp

Эволюция рынка кредитных карт США за последние 15 лет

 

С 80-х годов прошлого века, рынок кредитных карт в США претерпел ряд существенных изменений: инновации в маркетинговых технологиях, расширение популярности кредитных карт у населения и возросшая доля «плохой» карточной задолженности. Очевидно, что российский рынок кредитных карт заметно отстает в развитии от американского;.отрения ие тенденции, набли в ускоренном темпе, в целом тот же путь, который для западных рынков не без оснований можно полагать, что российский карточный рынок в своем развитии проходит, хотя и в ускоренном темпе, в целом тот же путь, который для западных рынков уже позади. Этим обусловлена полезность рассмотрения опыта и основных закономерностей развитого рынка, которым только предстоит в полной мере проявиться в российском бизнесе кредитных карт.

 

Маркетинг кредитных карт

 

За рассматриваемый период, пожалуй, самые существенные изменения на карточном рынке произошли именно в сфере маркетинговых технологий. Объемы прямых почтовых предложений кредитных карт росли очень высокими темпами: с примерно 990 млн. писем в 1991 г. до 2.7 млрд. в 1995 г. и до 5 млрд. в 2001. Обычно, такие «почтовые» предложения заманивают потенциальных клиентов очень выгодными начальными условиями кредитования, которые значительно ниже среднерыночных ставок и тарифов, и предлагают упрощенный порядок перевода баланса со старой карты на новую. В этот период, совместные (affinity) программы и ко-брендинг также часто использовались как каналы маркетинга. В частности, ко-брэндинг приобрел наибольшую популярность к середине 90-х годов (к 1996 г. подавляющее большинство эмитентов предлагало такие программы).

 

Использование кредитных карт

 

Другой важнейшей закономерностью рынка в этот период стало расширение использования карточных кредитов населением, как по количествам используемых карт, так и по объемам кредитования. Среднее доля полученных револьверных кредитов в объеме располагаемых среднедушевых доходов населения практически удвоилась: с 5% в 1990 г. до свыше 9% в 2004 г. Доля карточных кредитов в общем объеме потребительского розничного кредитования также заметно возросла – в 1990 г. этот показатель был на уровне 28%, к 2003 г. он вырос до 37%. Обзоры рынка показывают увеличение как в количестве кредитных карт на домохозяйство, так и в средней величине кредитных балансов. Так, в 1989 г. 67% американских домохозяйств располагало как минимум 1 кредитной картой, в среднем 2 карты на домохозяйство (в этой группе). К 2001 г. уже 79% домохозяйств имело хотя бы 1 кредитную карту, располагая в среднем 2,5 картами на домохозяйство. Средний револьверный баланс также возрос с примерно 760 долл. в 1989 г. до 1570 долл. в 2001 (в приведенных к 1989 г. ценах).

 

Качество карточных кредитных портфелей

 

По мере роста использования и популярности кредитных карт у населения, параллельно происходило общее ухудшение качества карточных кредитов. Проценты просрочек и дефолтов росли даже при благоприятном экономическом фоне 1995-1997 гг., достигнув рекордных уровней 1991 г., имевших место во время экономического спада. В следующие за 1997 г. несколько лет доля проблемной задолженности оставалась на столь же высоком уровне, установив во время спада 2001 г. новый 10-летний максимум. Ухудшение качества карточных кредитов было стратегически значимо для финансовых организаций – например, Advanta и AT&T вышли из бизнеса потребительских карт, опасаясь дальнейшего осложнения ситуации с просроченной задолженностью.

 

 

Конкуренция на рынке

 

Все эти тенденции напрямую связаны с увеличением конкуренции на рынке кредитных карт. Интенсификация прямого маркетинга значительно снизила издержки, связанные с переходом клиента между кредитными организациями, таким образом, дав ему большую свободу выбора. Расширение популярности карточных кредитов привело, в свою очередь, и к росту предложения на рынке, что оказало заметное влияние на снижение ставок и тарифов и их установление на конкурентном уровне. Кроме того, ухудшение качества карточных портфелей также обусловлено повышением конкуренции, стимулирующей банки расширять клиентскую базу за счет все менее надежных заемщиков.

 

Ставки и тарифы

 

Процентные ставки по карточным кредитам за последнее десятилетие заметно понизились, следуя за общим снижением рыночных ставок. Средний доход с карты постепенно снижался с примерно 18% в 1992 г. до 12.5% в 2004 г. Однако такое снижение, как показывает анализ, не было вызвано ценовой конкуренцией. Спрэды между ставками по карточным кредитам и рыночными процентными ставками в этот период находились практически на постоянном уровне, а в период с 2000 по 2003 г. даже показывали рост. В целом, динамика этих спрэдов противоположна динамике экономического цикла, т.е. находится с ней «в противофазе».