Разработка новых продуктов: диагностика рисков

Стратегия и регулирование банковской деятельности

Банки. Стратегия роста: вызовы и тенденции

Повышение конкурентоспособности и доходность компании: картина очевидна?

Ведет ли быстрый рост кредитования к опасным скачкам проблемных долгов?

Какие риски в условиях нынешнего кризиса наиболее значимы для Вашей организации?
Риск падения спроса.
Ценовые риски.
Риск ликвидности.
Кредитный риск.
Риск потери деловой репутации.
 Главная >  Последние новости > Экономика и рынки



Качественное обоснование сегментации рынка кредитования СМБ

 

Информационная ассиметрия между банком и соискателем кредита (средним или малым предприятием) осложняет кредитным организациям задачу оценки истинного кредитного качества потенциальных заемщиков. Это приводит к тому, что банки отказываются кредитовать высокорисковых соискателей кредита, даже имея возможность «зашить» премию на риск в процентную ставку – ведь общеизвестно, что делать это можно лишь до определенного порога ставок, при превышении которого риски начинают расти быстрее прибыли. В результате, на рынке устанавливается неявная верхняя граница процентных ставок, косвенно отражающая средний по банкам «аппетит на риск». И, хотя ставка кредитования растет с уменьшением размера фирмы-заемщика, существование неявной границы процентных ставок существенно ограничивает предложение банковских кредитов малым предприятиям, которые, в свою очередь, обращаются к более дорогим источникам финансирования – неформальным и полуформальным. Таким образом, в результате действия рыночных сил мы получаем устойчивую картину равновесия на рынке – крупные предприятия попадают в сегмент банковского кредитования, малые – в неформальный сегмент, и существует определенная прослойка «средних» предприятий, не попадающих ни в один из этих двух сегментов и потому практически лишенных доступа к финансированию.

 

Теоретические построения, позволяющие обосновать такую картину сегментации рынка, начинаются с установления вида зависимости ROI предприятия от его величины. Для простоты будем считать, что эта зависимость носит экспоненциальный характер:

 

Здесь используется упрощенная полуэмпирическая закономерность, согласно которой ROI малых предприятий, как правило, значительно выше аналогичного показателя более крупных организаций. Для дальнейшего анализа нам потребуется та же закономерность, построенная в логарифмической шкале активов:

 

Таким образом, мы получили простую качественную характеристику рынка со стороны спроса. Определим теперь аналогичную характеристику со стороны предложения, рассматривая сначала формальный сегмент рынка – т.е. банковское кредитование. Очевидно, существование определенного рыночного сегмента возможно лишь при условии, что для обеих сторон кредитной сделки она является экономически оправданной. Это означает, что процентная ставка по кредиту должна одновременно быть меньше ROI предприятия-заемщика и больше совокупных издержек кредитной организации, связанных с организацией и ведением сделки. Это предположение может показаться чрезмерно упрощенным, однако для нашей цели качественного анализа рынка оно подходит, т.к. отражает основные рыночные закономерности. Известно, что чем меньше размер предприятия (и, как следствие, размер предоставляемого ему кредита), тем больше отношение совокупных издержек банка к сумме этого кредита. Для простоты предположим, что эта зависимость носит гиперболический характер (в log-осях), как показано на следующем рисунке (верхняя черная кривая):

 

Асимптотой для этой гиперболы является средний уровень стоимости фондирования финансовых ресурсов, направляемых в программы кредитования юридических лиц (на рисунке показана пунктирной линией). Гипербола позволяет одновременно учесть и рост относительных транзакционных издержек банка, и рост рисковых издержек с уменьшением размера предприятия-заемщика (характерной суммы кредита). В частности, эти две составляющие могут быть представлены в виде двух конгруэнтных гипербол, как это показано на рисунке выше – транзакционные издержки определяются как расстояние от пунктирной линии (стоимости фондирования) до нижней гиперболы, а издержки на покрытие риска – как расстояние (высота) между двумя гиперболами в каждой точке оси абсцисс, соответствующей определенному размеру предприятия. Как видно на рисунке, зона экономически эффективного кредитования находится между верхней гиперболой и прямой ROI предприятий. Проекция этой зоны на ось абсцисс позволяет заключить, что в отсутствие на рынке неявного потолка процентных ставок формальный сегмент кредитования охватывает большую часть предприятий – от «малых» до «очень крупных». Однако в условиях информационной ассиметрии (что особенно актуально сейчас на российском рынке кредитования СМБ), когда возможности банка по получению полной и точной информации о предприятии-соискателе кредита сильно ограничены, банки отказывают в кредитовании тем заемщикам, чей уровень риска, по их оценкам, превышает определенный порог, закономерно полагая, что прибыльность кредитования таких заемщиков не оправдает принятые банком кредитные риски. В свою очередь, на оценочный уровень риска заемщика влияет информационная ассиметрия, или, другими словами, непрозрачность предприятия для банка – как правило, микро и некоторые малые предприятия менее прозрачны, чем крупные публичные компании – они не имеют надежной отчетности, работают преимущественно в наличной форме оборота и т.д. Все это приводит к тому, что на рынке устанавливается неявная верхняя граница процентных ставок, отражающая средний по участникам рынка «аппетит на риск» (на рисунке эта граница показана черной прямой). Поскольку степень информационной ассиметрии убывает с ростом размера предприятия, эта зависимость также является убывающей. Существование такого потолка процентных ставок приводит к тому, что подавляющее большинство сделок заключается не во всей зоне экономически эффективного кредитования, а лишь в небольшой ее части (заштрихованная область на рисунке). Этим и обусловлен тот факт, что рыночный сегмент формального кредитования покрывает лишь крупные и очень крупные предприятия. Малые предприятия, не имеющие возможность получить банковский кредит, пользуются неформальными и полуформальными источниками финансирования. Однако очевидно, что максимальная сумма займа в таких источниках невелика (на рисунке она схематично отражена вертикальной пунктирной линией – «граница неформального сегмента»):

 

На рисунке видно, что в результате сделанных построений мы получаем картину рынка, состоящую из трех сегментов. Примечательно, что определенная прослойка «средних» предприятий не попадает ни в формальный, ни в неформальный сегменты, а формирует  другой сегмент рынка, который мы называем «мертвым» сегментом. Как правило, потребности таких предприятий в финансировании удовлетворены в наименьшей степени, и делать более общие выводы об источниках такого финансирования в рамках теоретических рассуждений затруднительно. Путь к сокращению «мертвого» сегмента лежит в области оптимизации издержек банков – что соответствует уменьшению крутизны отражающей их гиперболы. Наибольший потенциал здесь имеет сокращение транзакционных издержек – поскольку возможности банка по влиянию на другие типы издержек чрезвычайно ограничены. Как показывает мировой опыт, основным способом снижения транзакционных издержек является повышение уровня автоматизации бизнес-процесса кредитования, и, в первую очередь, самой важной его части – процедуры оценки кредитоспособности заемщика.

 

При подготовки статьи использованы материалы:

Тсчач И. «Теоретический вывод сегментации кредитного рынка в результате свободного рыночного процесса» (2005).






    Начало

e-mail : info@franklin-grant.ru
Задать вопрос OnLine

Site design by MIRRON.com (C) 2002 www.mirron.com  
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
«Франклин&Грант» 2002-2016 All rights reserved (C) 2002-2016 Franklin Grant

Любое использование материалов Интернет ресурса www.franklin-grant.ru допускается только с разрешения
правообладателя - ООО «Франклин&Грант. Риск Консалтинг».


Замечания и пожелания присылайте по адресу
Все права защищены© 2002 – 2016 ООО «Франклин&Грант. Риск Консалтинг»

 

EduNow.su Образовательный портал