Версия для печати
Оригинал статьи http://www.franklin-grant.ru/ru/news2/data/news_06/2007_11/20071123_050558_tr.asp

Банки. Стратегия роста: вызовы и тенденции

 

Развитие банковского бизнеса сталкивается с множественными вызовами и разнообразным давлением, обусловленными регулированием, требованиями соблюдения применимых законодательных актов (Compliance),  изменением спроса клиентов и их все возрастающими ожиданиями,  развитием технологий, рыночной консолидацией и возрастанием слияний и поглощений (M&A). Все банки, независимо от их размера и местоположения, должны противостоять этим вызовам при реализации своей рыночной стратегии.

 

Возрастающая важность рыночной стратегии

 

Рост экономики России и все большая востребованность банковских услуг «поляризовали» рыночные стратегии банков: в то время как одни делают существенные инвестиции в развитие, чтобы обеспечить рост и создание стоимости, другие сосредотачиваются на повышении краткосрочной прибыли с минимальными инвестициями. Однако ориентация на получение краткосрочной прибыли ограничивает стратегические инвестиционные возможности таких банков, например, в развитие технологической архитектуры, которая сделала бы бизнес банка более масштабируемым и эффективным. Такая разбалансировка между краткосрочной прибыльностью и инвестициями в будущее очень опасна, учитывая цикличность рынка: неиспользованные рыночные возможности на нисходящем цикле могут привести к выходу из бизнеса. Если же рассматривать динамику слияний и поглощений, существенное увеличение доли иностранного капитала в российских банках, то вопрос долгосрочной стратегии развития становится еще более значимым. Доля иностранного капитала в российских банках постоянно растет: так, на 1 октября 2007 года она составила  22%, хотя еще два года назад была чуть более 8%. При этом целевыми для поглощений банками являются отнюдь не банки со слабым/сильным финансовым положением, а те, у которых отсутствует четкая стратегия роста. Команда топ-менеджеров в таких случаях покидает банк, и, поскольку западные банки уже достаточно давно осознают преимущества стратегического развития, новая команда, прислушиваясь к голосам акционеров, начинает строить стратегию банка. А усиливающаяся конкуренция и большая эффективность банков с участием иностранного капитала (не менее блокирующего пакета)[1], заставляет и российские банки отдавать приоритет целям стратегического развития.

Какие же факторы должны учесть банки,  когда они определяют стратегию роста?

 

Приоритет технологий

 

Инвестиции в технологии - бесспорный ключевой компонент рыночной стратегии любого банка. Однако при реализации данной цели банки должны ответить для себя на несколько вопросов. Первое ключевое решение, которое стратегически важно, – развивать самостоятельно или приобретать у третьих лиц. Поскольку драйверами меняющихся технологий являются постоянно меняющиеся и возрастающие запросы клиентов, а также требования регуляторов, которые должны учитываться по мере их появления, то критично, чтобы технологическая инфраструктура современного банка была гибкой и адаптивной. При приобретении технологий у третьих лиц важна организация процесса закупки, оценка технологического решения и самого поставщика, оценка послепродажного сервиса. Если же банк самостоятельно развивает какие-то технологии, то важно понимать, рассматривает ли банк данную технологию как свою ключевую компетенцию.  Если да, то необходима группа разработки, которая может формироваться как внутри банка, так и быть внешней. Выстраивание технологий собственными силами зачастую требует существенных ресурсов. Именно на эти цели банк хочет их затратить или есть другие приоритеты? Каждый банк будет по-разному отвечать на эти вопросы в зависимости от его рыночной стратегии, географической и отраслевой специфики, основных клиентов и источников ресурсной базы.

Другой ключевой тенденцией в развитии технологий в банковском секторе в настоящее время является обеспечение интегрированности и гибкости решений в пределах технологической архитектуры банка с фокусом на инвестиции в веб-технологии и информацию. Так, например, рост потребительского кредитования породил проблему погашения задолженности при слабой обеспеченности банковской инфраструктурой по приему платежей. Банки-лидеры, конечно же, расширяют сеть банкоматов cash-in, однако, большие надежды возлагают на веб-технологии. Платежи он-лайн - самый дешевый способ приема средств для банка, а банкоматы стоят на втором месте[2].

По мере того как Россия встраивается в мировую экономическую систему, возрастает роль глобальной технологической интеграции банковской системы. Необходимо объединение внутренних и глобальных финансовых решений, что является существенной частью любой финансовой технологии услуг для всех типов коммерческих клиентов банка. Например, компании с международными операциями предпочитают централизованный контроль за платежами и счетами в разных валютах, осуществление платежей в разных валютах через  мультивалютные счета. Более того, в целях управления ликвидностью таким клиентам необходимо представление глобальной денежной позиции - об их денежных потоках и остатках денежных средств во всех валютах, причем, желательно в одном диалоговом окне.

Основной сложностью, с которой сталкиваются банки при решении задач интегрированности и гибкости технологий, является неэффективность существующих «унаследованных» систем, их разрозненность. Модернизация систем может потребовать очень существенных ресурсов, даже не принимая во внимание временную шкалу реализации этих изменений. Здесь важно оценивать как инвестиции в IT инфраструктуру с существующей функциональностью с точки зрения улучшения бизнес-процессов, развития технологий, так и инвестиции в технологические инновации. При этом ценность технологических инноваций в повышении эффективности и стоимости банка существенно зависит от того, насколько банк точно сможет определить, какая технология будет развиваться в будущем, а какая, возможно, после недолгого всплеска, затухнет и станет бесполезной или тянущей банк назад.

Продолжение статьи читайте в следующем выпуске рассылки.



[1] См., например, результаты исследования Российской экономической школы, описанные в статье «Эффект иностранцев», газета «Ведомости», 19.11.2007, №218 (1992)

[2] См. «Время собирать деньги», газета «Ведомости» 19.11.2007, №218 (1992)